Недавно депутаты Мособлдумы приняли закон по Московской области: "О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2012 год", в котором Мострансавто стоит одно из первых в очереди на приватизацию. Это унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта должно быть преобразовано в акционерное общество. Такое преобразование и приватизация предприятия позволят его обновить, модернизировать подвижной состав, а, кроме того, повысить качество обслуживания пассажиров на автовокзалах.
Продажа Мострансавто является только малой частью общей приватизационной программы, намеченной на следующий год. И согласно этой программе в следующем году планируется продать семь акционерных предприятий, в которых доля собственности Московской области будет менее 25% от уставного капитала. Так как львиная доля акций в каждом из таких предприятий (и Мострансавто не исключение) не будет принадлежать Московской области и ее властям, то ее представители не смогут управлять этим предприятием. И что самое худшее: доходы от нового предприятия будут уходить мимо бюджета Подмосковья: прямо в руки новым собственникам. Все семь организаций планируется продать на аукционе единым лотом каждому потенциальному покупателю на том условии, что предлагаемая покупателем цена будет оглашаться открыто.
Председатель Мособлдумы Валерий Аксаков заявил о том, что, став акционерным предприятием, Мострансавто будет работать более эффективно, чем оно функционирует в настоящее время.
Председатель также сказал о том, что возможно ему будет оказываться помощь и в будущем. Однако, контрольные органы Московской области собираются следить за всем этим строжайшим образом. В этом законе, казалось бы, нет ничего сверхъестественного, и если надо менять форму собственности и структура предприятия ради улучшения его функционирования, то это надо делать, и это вполне нормальная мировая практика. Однако, как мы знаем, как это делается в условиях российской действительности в течение последних двадцати лет, и то, какие обычно последствия это имеет. Больше всего, что меня печалит, как жителя Щербинки, - это то, что Мострансавто (как бы оно не называлось в будущем) не будет контролироваться местной властью, а неизвестно кем, и что доходы от него будут идти не на наши же льготные категории населения, а неизвестно кому и куда. Вполне возможно, что предприятия выкупят те же местные чиновники или депутаты Мособлдумы под каким угодно прикрытием и на максимально выгодных для них условиях.
Мы и так раньше никак не могли повлиять на улучшение работы этого коммунального предприятия, а теперь оно вдобавок будет принадлежать неместным. Хотя как показывает общероссийская практика приватизации, чаще всего хваленные «неместные» оказываются ближе самых местных, но и это еще только цветочки. Очень жаль, что государство больше не в состоянии содержать такие гиганты, как Мострансавто, а ведь речь идет именно о том, что у властей больше нет на это ни средств, ни желания, ни возможностей это делать. Выкупит его под каким-нибудь третьим именем лихой местный воротила, который и чиновник и крупнейший предприниматель в одном лице, а мы снов, как всегда, будем ждать милостей от природы, уповая на «батюшка-царя» в лице нового хозяина.